Отчет о проведении районного диспута на тему:
«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
29 марта 2012 года в дни весенних школьных каникул на базе МКОУДОД
«Детско-юношеский центр Новоусманского муниципального района Воронежской
области» проходил районный диспут «Толерантность – путь к миру». В нем приняли
участие 23 учащихся 8-9 классов из следующих образовательных учреждений района:
МКОУ «Тресвятская СОШ», МКОУ «Новоусманская СОШ № 2», МКОУ «Новоусманская СОШ №
3», МКОУ «Новоусманская СОШ № 4», МКОУ «Рогачевская СОШ», МКОУ «Бабяковская СОШ
№ 2».
Проведение диспута было направлено на следующие цели:
- сформировать у учащихся
представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова,
приемы развития этого качества);
- формировать у учащихся
толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
- воспитывать чувство
уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развивать критическое
мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать
свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- способствовать
повышению уровня творческой активности учащихся.
Диспут проводила педагог дополнительного
образования МКОУДОД «ДЮЦ» Зазулина Надежда Николаевна, а также учащаяся 8
класса МКОУ «Новоусманкая СОШ № 2» Ширинская Юлия.
Свое выступление Зазулина Н.Н. начала следующими словами: Здравствуйте! Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле…
Все мы разные: толстые
и худые, блондины и брюнеты, отличники и двоечники, люди разных рас и
национальностей: африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда
посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют
право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый
из нас неповторим и значим.
Уважать других со всеми их
физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в
первую очередь, то, что нас объединяет, – вот, что значит быть толерантным. Об
этом мы и поговорим сегодня. Я приглашаю вас на диспут «Толерантность
– путь к миру!».
Затем были предложены для рассмотрения некоторые ситуации:
1.
Ваш одноклассник не
носит в школу учебник английского языка. Часто берет его у вас. После урока,
забывая отдать учебник, уходит домой. В результате вы иногда не готовы к уроку,
за что получаете неудовлетворительные оценки.
2.
Один одноклассник
грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя
остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.
3.
Вашу лучшую подругу
пунктуальной не назовешь: она всегда и везде опаздывает. Если пойти в школу, не
заходя за ней, она обидится, а дожидаться одноклассницы – значит опоздать в
школу. Эта ситуация каждый раз приводит вас в бешенство. Затем было проведено тестирование, чтобы
определить, насколько дети толерантны. Если они выбирали первый ответ, то
загибали палец.
Миша плохо одет…
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…
- Ты просишь, чтобы он объяснил
это.
- Ты говоришь, что он выглядит
смешно.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего…
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу
обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет…
- Ты помогаешь ей и придерживаешь
дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы
обогнать.
Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…
- Ты разговариваешь с ним.
- Ты говоришь, что все мальчики -
нули.
На твоих глазах на кого – то нападают…
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не
замечаешь.
К тебе подходит ребенок – инвалид…
- Ты естественным образом
разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не
знаешь, что сказать.
Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение.
И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно
уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты
добрый и со временем у тебя все получится.
Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты
попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему
счастливым!
С презентацией «Толерантность в классном коллективе» выступили учащиеся из
Тресвятской СОШ.
Чтобы коллектив был сплоченным, нужно относиться друг к другу по-доброму,
дружелюбно, терпеливо. Иными словами, дети, не обладающие толерантностью,
оказываются вне коллектива.
Между выступлениями докладчиков и тестами проводились коммуникативные игры
на сплочение. А
как мы сами ведём себя по отношению к чужим людям и родственникам? Например, мы
увидели, что соседка несёт тяжелую сумку. Что сделаем? Поможем, даже если она и
не просит о помощи. А что бывает, когда мама просит сходить в магазин, или
помыть посуду? Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда
внимательны к просьбам родных?
С докладом на тему «Воспитание толерантности в семье» выступила Худякова
Ксения ученица Рогачевской СОШ.
Далее
были предложены следующие ситуации.
· В класс
приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки.
Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!» Твои действия.
· Твой
друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал ее. Учитель в
понедельник решил проверить ее. Предположите возможное развитие событий. Как
себя поведешь Ты? Твой друг? Учитель?
· Твои
родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой), потому что их семья не такая обеспеченная.
Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?
· Твой
одноклассник взял у тебя поиграть игру (почитать книгу) и не отдает уже месяц.
Стоит ли напоминать ему о долге или
лучше промолчать?
В конце диспута детям предложили на память запечатлеть свои ладони.
Все докладчики на память получили призы от спонсора
Информационного центра атомной отрасли «Завтра будет!», а также небольшие
сувениры, сделанные руками воспитанников экологического клуба ДЮЦ.
|