Работа с педагогическими кадрами
Сведения о педагогическом составе МКУ ДОД «ДЮЦ»
на 01.12.2015.
№ п/п |
Ф.И.О. |
Категория |
должность |
Педагогический стаж |
Стаж в ДЮЦ |
нагрузка |
1 |
Зазулина Н.Н. |
ВКК |
Пдо Педагог-организатор |
20 |
10 |
15 часов 0,5 ст.
|
2 |
Мандрыкин В.Я. |
1КК |
пдо |
52 |
6 |
27 часов |
3 |
Козлова Н.Г. |
ВКК |
пдо |
40 |
12 |
30 часов |
4 |
Гацуц Н.В. |
ВКК |
пдо |
21 |
21 |
18 часов |
5 |
Полуянова Л.Д. |
ВКК |
пдо |
18 |
13 |
18 часов |
6 |
Датунашвили Т.И. |
ВКК |
пдо |
12 |
12 |
12 часов |
7 |
Наумова О.А. |
ВКК |
пдо |
12 |
12 |
18 часов |
8 |
Евстафиади Е.Р. |
ВКК |
пдо |
15 |
6 |
27 часов |
9 |
Куликова Е.А. |
ВКК |
пдо |
12 |
5 |
18 часов |
10 |
Шамаева С.Н. |
I КК |
пдо |
17 |
12 |
24 часа |
11 |
Волков Г.И. |
ВКК |
пдо |
12 |
с 1.09.15. |
6 часов (совместитель) |
12 |
Козлов Я.Г. |
ВКК |
пдо |
4 года 10 мес |
4 года 10 месяцев |
14 часов (совместитель) |
13 |
Терешков И.В. |
1КК |
пдо |
10 |
10 |
12 часов (совместитель) |
14 |
Кадиев С.В. |
ВКК |
Директор Педагог-организатор |
18 |
12 |
1ст. 0,5 ст. |
15 |
Бортникова Л.А. |
1КК |
Зам.директор Педагог-организатор |
18 |
5 |
1 ст. 0,5 ст. |
16 |
Бабкина Л.Д. |
ВКК |
пдо |
30 |
25 |
16 часов (совместитель) |
17 |
Перевалова Е.А. |
1КК |
пдо |
11 |
4 |
6 часов (совместитель) |
19 |
Байдакова Н.И. |
1КК |
Соц.педагог Педагог-организатор |
18,5 |
10 |
1 ст. 0.5 ст.
|
20 |
Шурыгина Н.С. |
ВКК |
Методист
|
30 |
2 |
1 ст.
|
21 |
Смагин Ю.С. |
- |
пдо |
- |
с 1.09.15. |
6 часов (совместитель) |
22 |
Трофимова Н.Е. |
- |
Педагог- психолог |
1 год 6 мес |
1 год 6 мес |
1 ст. |
23 |
Тереня Ю.Ю. |
- |
методист |
1 год |
1 год |
1 ст. |
24 |
Бортникова И.С. |
- |
Студент, 3 курс, ВГПУ |
1 месяц |
1 месяц |
0,5 ст. |
25 |
Боровлева Н.А. |
- |
Педагог-организатор |
12 лет |
2 года |
1 ставка |
Педагогический коллектив ДЮЦ состоит из 25 педагогических работников.
Состав педагогов ДЮЦ формировался из числа «узких» специалистов в какой-либо области прикладных знаний и практических умений. Из 31 сотрудника 20 человек имеют высшее педагогическое образование, 4 человека имеют высшее непедагогическое образование; 4 человек имеют среднеспециальное непедагогическое образование; 3 человека имеют незаконченное высшее образование (студенты).
Способность создавать такие условия обучения, которые являются оптимальными для индивидуального развития каждого ребенка, находится в прямой зависимости от качества деятельности педагогических кадров, от профессиональной компетентности педагога дополнительного образования.
Как известно, любая педагогическая система может успешно развиваться лишь на основе постоянного роста профессионализма педагогов. Вот почему в ДЮЦ, работе с педагогическими кадрами уделяется большое внимание.
В течение ряда лет в ДЮЦ накоплен опыт, сложились традиции, определены приоритеты и тенденции в работе с педагогами, которые предполагают создание условий для развития профессионально-значимых качеств личности педагогов, максимальной реализации возможностей каждого.
Содержание работы с педагогическими кадрами составляют следующие направления:
– создание среды, обеспечивающей комфортные условия деятельности каждого педагога;
– научно-обоснованное руководство, сплачивающее педагогов воедино для решения общих задач;
– изучение индивидуального потенциала каждого педагога;
– непрерывное профессиональное развитие;
– контроль и индивидуальная оценка деятельности, слежение за динамикой профессионального и личностного развития педагогов;
– организация индивидуальной работы педагогов по самообразованию.
Создание среды, обеспечивающей комфортные условия деятельности каждого педагога
Основными характеристиками педагогической среды являются:
– гуманная направленность, обращенность к личности каждого педагога, к его индивидуальным особенностям и запросам;
– создание атмосферы, обеспечивающей комфортное психическое самочувствие каждого педагога; свобода мнений, уважение профессиональных жизненных позиций; создание в обучении ситуации успеха;
– использование личностно-значимых ситуаций в работе с педагогами;
– предоставление условий для инновационной деятельности.
Укрепление традиций в коллективе:
«День учителя»
Ежегодно проводится в начале октября, работает на сплочение педагогического коллектива, дает хороший настрой на предстоящую работу в новом учебном году, способствует выявлению творческого потенциала педагогов, в том числе и «новичков».
« Районный смотр художественной самодеятельности».
Проводится в районе 1 раз в год в феврале, предполагает творческий отчет педагогических работников образовательных учреждений. Сопровождается, как правило, интересной выставкой декоративно-прикладного творчества и кулинарии, и ярким концертным представлением ( танцы, песни т.д.). Коллектив ДЮЦ достойно представляет свою программу.
«Отчетный концерт ДЮЦ»
Проводится в конце мая. В праздничном мероприятии принимает участие весь коллектив ДЮЦ. После концерта весь коллектив едет на природу.
«Сбор детской организации «Содружиство»
Проводится 19-20 мая в ДОЛ «Юность». В мероприятии принимает участие весь коллектив ДЮЦ. Это добрая традиция - песни у костра вмести с детьми, игры, спортивные состязания и конечно дискотека.
Совместная досуговая деятельность («Новогодние огоньки», «8 марта» , Дни рождения, Юбилеи и пр.
Научно-обоснованное руководство, сплачивающее педагогов воедино для решения общих задач
Руководство педагогическим составом, сплачивающее его в единый дееспособный коллектив, в нашем опыте включает в себя:
– участие каждого педагога в разработке стратегии развития ДЮЦ как образовательной системы;
– совместный поиск продуктивных путей в решении стоящих перед ДЮЦ задач, приобщение каждого к заинтересованному и ответственному участию;
– развитие системы соуправления, высшим органом которого является педагогический совет. Проведение творческих педагогических советов с активным участием каждого педагога.
Учет индивидуального потенциала каждого педагога
Вся деятельность педагогических кадров ведется на основе изучения их индивидуальных особенностей, педагогического опыта, уровня методической подготовки, с учетом динамики индивидуального профессионального роста.
Нами разработана «батарея» методик, позволяющих проводить педагогическую диагностику и рефлексию, определять направление индивидуальной работы с каждым, осуществлять контроль за профессиональным ростом педагога.
Проводимое тестирование с последующей психокоррекцией дает возможность педагогам лучше узнать себя, свои особенности и, благодаря этому, повысить уровень профессионализма, педагогическое мастерство. Например, повышая уровень своей креативности, педагог растёт в интеллектуальном и личностном плане, и, соответственно, помогает расти своим воспитанникам. Как правило, наиболее интересные и продуктивные методики педагоги затем используют в работе с детьми. Знания и умения, полученные на семинарах, спецкурсах-практикумах, тренинговых занятиях, они незамедлительно внедряют в педагогический процесс, тем самым, обогащая и усовершенствуя его.
Периодически проводится тестирование педагогического коллектива на определение уровня коммуникативных и организаторских способностей (методика КОС). Около 85% педагогов и методистов имеют выше среднего и высокий уровень коммуникативных и организаторских способностей. 15% – очень высокий уровень.
Было проведено исследование личностных особенностей педагогов (октябрь 2014г). Выявлено: 81% экстравертов; 8% интровертов; 11% амбровертов. 14% педагогов – сангвиники; 12% – флегматики; 18% – холерики; 10% – меланхолики; остальные 46% имеют смешанный тип темперамента.
Каждый год проводится изучение уровня креативности (по методике П.Торренса). В 2015 году высокий уровень креативности имеют 52% педагогов; остальные 48% – средний уровень развития креативности.
Учет профессионально-личностных изменений отражается в «Портфолио педагога». Данные «Портфолио» систематически анализируются при подготовке к педагогическому совету, при оценке труда педагогов научно-методическим советом, при подготовке к государственной аттестации.
Непрерывное профессиональное образование педагогов
Стержневой основой деятельности с кадрами является их непрерывное профессиональное образование через спецкурсы, семинары-практикумы, психологические тренинги, деловые игры, дискуссии на «проблемном поле» и т.п.
Программы обучения педагогов содержат три основных блока:
– культурологический;
– психолого – педагогический;
– профессиональный.
Логика обучения такова: от знакомства с теорией, через размышление и проблемное обсуждение к созданию у педагогов мотивации освоения теории и практическому ее применению.
Профессиональное образование педагогов в ДЮЦ представляет собой целостный процесс последовательных преобразований личности педагога, которые происходят под влиянием динамично изменяющегося содержания, форм и методов обучения, как результат продуктивного взаимодействия обучающих (преподавателей, методистов) и обучающихся (педагогов). Смысл организованного обучения педагогов – в овладении каждым из них искусством профессионального самосовершенствования. Образование учитывает уровень профессиональной зрелости педагогов:
а) Для педагогов, не имеющих педагогического опыта, профессиональное обучение обеспечивает такой уровень психолого–педагогической подготовки, который необходим и достаточен для дальнейшей работы по профессиональному самосовершенствованию.
б) Для педагогов, имеющих педагогический опыт, (в основном, наши слушатели окончили педвузы 7 – 10 и более лет назад) – это по своей сути обновленное образование, содержание которого разработано с учетом новых социальных и педагогических реалий.
в) Для педагогов, желающих повысить свое мастерство, наполнить новым содержанием педагогическую деятельность, предлагаются темы для углубленного изучения актуальных проблем и направлений дополнительного образования. (Это и вопросы семейного права, закономерности развития личности, социально педагогические вопросы).
Среди наиболее интересных форм учебной работы укажем такие, как:
– «педагогическая трибуна» (по обмену опытом, по знакомству с новой информацией).
– творческие конкурсы, решение педагогических задач;
– мастер – классы;
– экспресс – опросы, тестирование;
– элементы театральной педагогики (театрализация содержания учебного материала, использование театральных приемов);
– педагогические игры, введение сказочных и кукольных персонажей, сочинительство стихов, педагогических сюжетов);
– дискуссионные «столы» по обсуждению наиболее актуальных проблем современной педагогики;
– пропаганда новых форм работы с детьми;
– психологические тренинги;
– выполнение рефератов, педагогических эссе.
Наряду с обучением используются также другие виды деятельности, направленные на повышение квалификации педагогов.
Среди них:
– организация персональных методических выставок из опыта работы педагогов;
– традиционный «Смотр дидактического и наглядно-иллюстративного материала»*;
– индивидуальное консультирование, посещение и анализ учебных, досугово-развивающих дел.
Всё это способствует обогащению профессионального опыта педагогов.
Контроль за ходом обучения и индивидуальная оценка динамики профессионального и личностного развития педагогов
Успешному обучению в значительной мере способствует оперативный, тематический и итоговый мониторинг. Непрерывный контроль позволяет осуществлять постоянное слежение за развитием профессионального мастерства педагогов, давать индивидуальные задания каждому, проводить индивидуальную оценку состояния уровня профессионального и личностного развития. Контроль осуществляет администрация с привлечением к этой деятельности специалистов из соответствующих образовательных учреждений.
Среди наиболее успешных укажем такие формы контроля, как анкетирование, тестирование, оценочное собеседование по итогам I и II полугодия, использование специальных методик, изучение продуктов деятельности, конкурс учебных программ, аукционы знаний, педагогические «эрудиционы»,традиционный смотр дидактического материала, смотр дидактических пособий, презентация «Портфолио», открытые учебные занятия и др.
Контроль за состоянием и результатом обучения проводится директором ДЮЦ С.В. Кадиевым и его заместителем Бортниковой Л.А. Оценивается качество занятий с педагогами, их результаты, а также заинтересованность педагогов в собственном обучении, их активность и мотивация на повышение собственной квалификации. В последние годы педагоги стали более активны, инициативны, повысилась их ответственность педагогов за уровень профессиональных ЗУНов.
Организация индивидуальной работы по самообразованию
С целью повышения профессионализма педагогического коллектива действует программа «Повышение квалификации педагогов ДЮЦ на основе индивидуального подхода к организации их профессионального самосовершенствования».
Задачи программы:
– Приблизить систему повышения квалификации каждого педагога к его индивидуальным запросам, интересам, уровню общего и специального образования.
– Повысить заинтересованность и ответственность педагогов за результат своего труда в соответствии с современными требованиями.
В рамках этой программы с учетом индивидуальных запросов и профессиональных интересов разработаны задания по самообразованию, формы и сроки их выполнения. Первые итоги работы по «Программе» позволяют сделать вывод о том, что индивидуализация работы педагогов по самообразованию – это перспективный путь развития данного направления деятельности ДЮЦ. Серьезное отношение большинства педагогов к своему профессиональному самообразованию способствует их успешной государственной аттестации.
Результативность работы с педагогическими кадрами.
Опыт работы с